среда, 2 марта 2016 г.

Отзыв про Занзибар

Краткий очерк про Занзибар, плюсы/минусы путешествия, нам на память и может быть кому-то пригодится.

Перелет.

У нас получились очень удачное сочетание по времени, мы прилетели в 7:30 утра на Занзибар и улетели в 21:30 – не нужно тратить деньги на две ночи в отеле. Лоукостером flydubai летать можно, но места лучше бронировать на 6, 15 или 16 ряду – иначе места для ног катастрофически мало. У нас получилось при регистрации на рейс выбрать эти места, хотя обычно за них дополнительно нужно платить 100 AED (2000 рублей за место). На рейсе Дубай-Москва эти места уже были заняты. Еще они, видимо, практикуют известный "трюк", когда двум людям, которые не платили за выбор места, дают при регистрации места в разных частях салона. Почему то не кормили из Москвы в Дубай и давали только булку из Дубая в Занзибар, зато обратно полноценный ужин.
Минусы flydubai – отдельный терминал, который кардинально отличается от Emirates. Очень много людей, интернетом можно пользоваться всего 1 час, а пересадка около 6 часов.  Наверное лучше покупать комбинированный билет Москва-Дубай и Дубай-Москва от Emirates, а на Занзибар лететь flydubai. По деньгам будет немного дороже, зато время ожидания будет гораздо веселее.
Лететь 6 часов до Дубая, 6 часов пересадка, 6 часов от Дубая в Занзибар. Время на острове Москвоское.

Аэропорт Занзибара.

Маленькое одноэтажное здание, около 3/10 пространства под прилет и выход, потом стенка, а  остальное пространство – 7 стоек под вылет и авиакомании. Очень душно, зато есть интернет. По прилету нужно заполнить две карточки: большую для визы, маленькую для иммиграционного контроля (ручек и свободного места как всегда на это не хватает), виза стоила 50$ на человека, при том оплата только картами (да и моя карта прошла не с первого раза).

На вылете тоже нужно заполнять эмиграционную карту, тоже мало места, нет ручек и очередь.

Деньги.

Шилинги менять в аэропорту невыгодно, но в любом случае поменять придется, т.к. даже на выезде таксисты возьмут деньги за парковку и если не будет мелочи, придется что-то покупать, чтобы разменять 10.000 шилингов. Курс 100$ - 200.000 шилингов. В Стоун-тауне мы меняли 100$ на 218.000. Для туристов доступны только бумажные деньги, у местных на рынке мы видели монетки, один торговец хотел нам дать ими сдачу – но гид сказал что нам можно только бумажными. Вывозить местные деньги с острова запрещено. Хотя это никто не проверял. Мы не видели, чтобы тут принимали карты, банкоматов тоже мало. Мы слышали, что еще комиссия 5 % при оплате картой. Доллары возьмут без проблем, про Евро не уверены.

Экскурсии.

У нас было три экскурсии:
1)   Дельфины
2) Лес обезьян, Стоун-таун и Нунгви
3)   Blue Safari

Все три очень понравились. На дельфинах нужно быть реально первыми и выезжать  с отеля в 5:45, когда вообще темно, тогда все шансы приехать к отплытию лодки первыми и увидеть стаю дельфинов. К 8.30 приезжают 15 лодок с туристами и все дельфины уплывают на глубину. Берите в расчет , что это самый-самый юг острова за Makunduchi. Мы видели одного дельфина в течении секунд 15.  Он несколько раз выныривал из воды.
После дельфинов нас завезли на “секретный” пляж куда таксист еле-еле нашел дорогу, до него пришлось идти от дороги около 20 минут. Кроме нас и рыбаков там никого не было, пляж окружен скалами и выглядит просто потрясающе. Белый песок просто как мокрая мука, мельче не бывает. Миллионы крабов.

Лес обезьян – на самом деле никто не запрещает просто приехать и посмотреть на обезьян вообще не покупая билет. Если есть своя машина или байк – заезжай и смотри. Обезьянки милые и их стоит увидеть, экскурсия по мангровому лесу – ничего особенного, просто прошлись по кругу по мостику среди леса.
Стоун-таун – можно уделить пол дня, но лучше ходить с гидом, т.к. можно забрести не в самые чистые и приятные переулки. Гид проведет проверенными тропами, покажет все достопримечательности. Музей Султана – не сказать что что-то из ряда вон выходящее, просто мебель, вазы, портреты и сами комнаты, где когда жила королевская семьям. Вход на экскурсию с гидом всего 5.000, посетить для общего развития можно.

Дом, где в детстве жил Фредди Меркури – просто дом, на первом этаже магазин, на втором третьем частные апартаменты, есть вывеска и два стенда с фотографиями, больше ничего.

На причале есть каменный форт, там тоже есть экскурсии, но туда мы не ходили.
Безумно дорогие магниты, цена начинается от 10$ за штуку, еле-еле доторговались до 5$.

Рынок одна из местных достопримечательностей, стоит посетить и купить самые дешевые фрукты. 1500 за манго, 4000 за арбуз. Нам очень понравились манго , бананы и ананасы, а все остальное было просто вкусным и свежим. Личи, маракуйя – наверное не сезон, кисло. Рыбу и мясо не смотрели, нам хватило вида, как это рыбу тащат волоком по земле и потом продают. Запах этого места соответствующий.
Север острова Nungwi – наверное самая туристическая часть острова. Много туристов, видимо туда отправляют всех туроператоры из России и Украины, обратно мы летели с большой группой из Украины, стыковочные рейсы до Киева и Одессы примерно в одно время с московским. Всем приставучим можно сразу говорить «Мы живем в Джамбиани» и они сразу отстают, потому что Джамбиани это другой конец острова и нет никакого смысла предлать такси, экскурсии, лодки и прочее.  Не скажу что пляж отличается от всех остальных, зато тут можно наблюдать красивый закат. Вообще на Занзибаре можно наблюдать закат из трех мест: сам Стоун Таун, Мкокотони (там вроде просто деревня) и Нунгви.

Blue Safari. У нас это был явно итальянский вариант «для себя», т.к. везли только нашу группу, на первом острове вообще никого кроме нас не было, а на остров чаек мы приехали первыми и собственно увидели кучу птиц, пол часа позже приехали еще три лодки и конечно всех птиц распугали,  они поставили тенты, начали готовить прямо там. (это наверное стандартная программа blue safari).  Остров небольшого размера 100х50 в зависимости от высоты воды, белый песок, очень мелко, прозрачная бирюзовая вода – прямо райский остров.

После, в "нормальном" туре ставятся палатки прямо по центру острова, раскладывается гриль и готовится еда (в основном морепродукты). Мы же поехали на другой остров, где никого кроме нас не было. Там поплавали и прибыли к готовому пикнику.
По лестнице наверх среди баобабов место для пикника

Эти экскурсии мы не бронировали, но они предлагались в нашем отеле:

1) Тур по специям (spicy tour)
2) Prison Island – остров с большими черепахами, ехать из Стоун Тауна. Если бы было время – обязательно съездили.
3) Морские звезды – они есть на юге, в деревне Paje  на них можно посмотреть. Мы хотели поехать, но отлив был в полдень и это был самый жаркий день без единого облака (а мы были и так подгоревшие).

По деньгам грубо у нас каждая экскурсия 50$ с человека. Все зависит от местоположения.

Сам остров.

В целом не важно где остановиться, остров можно проехать из Нунгви до «дельфинов» где то максимум за 2 часа. Сейчас строят новую дорогу, поэтому на том участке движение очень сильно ограничено, через пару месяцев из Стоун-тауна должна быть новая широкая асфальтовая дорога. По ценам – из Джамбиани до Нунгви поездка туда и обратно стоит 90 долларов на машину.

Замечание про полицейских – тормозят всех и на каждом посту, либо плати, либо местные с ними могут выяснять что-то до 10 минут. Нас остановили на пути в аэропорт, наш таксист сказал, что они увидели ночью издалека, что у него нет прав и лицензии. Таксистов бронировали через отель, машину/байк не арендовали.  Гоняют они довольно нахально, особенно ночью, слепят друг друга фарами, сигналят. Ночью по дорогам слоняются и люди, и коровы, и велосипедисты без опознавательных светоотражающих знаков. Бензин по 1800 шилингов за литр, дешевле Европы, дороже России.

Отель.

Если поедем еще раз на Занзибар и у нас не будет денег на Hyatt в Стоун-Таунс или другой отель 5* на побережье – то только Villagio Seconda Stella a Destra в Джамбиани. Отель видимо назван по мотивам мультика Питер Пен, «Вторая Звезда справа» и это просто отличный отель за эти деньги (у нас вышло всего 300$ за пять ночей). Владельцы отеля – итальянка Клаудия и её брат Алекс. Они купили участок и начали строить отель 4 года назад, построили все сами и открыты третий сезон, как сказал Алекс первые два года все было не очень, нужно было время, чтобы развиться, но вот третий год вполне хороший. Кроме того у Алекса своя строительная фирма на Занзибаре, он занимается отелями и частным жильём. Собственно так совпало, что к ним на время нашего проживания приехали родственники и мы вообще не понимали, кто из 10-12 итальянцев  им родственник, друг или просто постоялец отеля. Кто-то готовил пиццу, кто-то чистил бассейн. А вечером они все вместе пели в караоке итальянские песни, в первую ночь мы вообще подумали, что это запись, все популярные итальянские хиты они точно исполнили.

Отдельно можно выделить ресторан – обслуживание тут очень неторопливое, прямо как на Сейшелах. Много раз пытались прийти заранее, заказать, чтобы они начали готовить, но когда приходили через пол часа понимали, что они начинали готовить, как только мы сели за стол. Счет они выписывали от руки, тоже очень медленно, внимательно выводя и пересчитывая каждую позицию.  Но нужно отдать им должное – еда тут безумно вкусная, особенно пицца. Пасты и некоторых видов макарон не было. Порция просто огромная, но макароны, как оказалось, они и в Африке макароны. А вот морепродукты – королевские креветки, лобстеры, осьминоги, кальмары, тунец – просто не передать словами. По деньгам – 8.000-10.000 шилингов за салат или суп, от 18.000 до 23.000 за второе блюдо (пицца,  паста, морепродукты). Сок, Кофе – 5.000. Большая бутылка воды 2.500.
Из десертов только мороженное и тирамису – попробовали, очень сладко, ничего особенного.
Соки вкусные, натуральные, но разбавленные.
На завтрак они приносят фрукты, тарелку с хлебом и булочками и на выбор блины или по-разному приготовленные яйца. Дешевле купить фруктов на рынке и попросить их порезать на завтрак/ланч.

По номеру претензий нет, все минимально и достаточно для проживания. Естественно тут нет телевизора, холодильника с минибаром, кондиционера и ставней на окнах, а есть просто тонкий матрас на каменной кровати с полками из камня. Есть вентилятор над кроватью (постоянно включен), балдахин, который отделяет кровать с вентилятором от двери и достаточно розеток. Из мебели фактически только одна деревянная полка (для одежды) и над ней палка с вешалками. Даже двери в туалете нет. Кровать может немного жестковата.

За поздний выезд (в 7 вечера вместо 12 дня) с нас ничего не взяли. Нужно иметь ввиду, что они принимают только наличные.
Всего в отеле 12 номеров, по два номера в доме, с водой проблем не было. Большой бассейн, не глубокий, вокруг лежаки с матрасами. Территория очень благоустроенная,  огромное количество растений: фикусы,гибискус, франжипани, алое и многие другие.

Местное население.

Конечно Занзибару далеко до курортного острова, где все для туристов, в Джамбиани нет супермаркетов, аптек, клубов – да наверное нет вообще ничего, это просто деревня и живут тут наверное последние 50 лет без изменений. Нет какой-либо замысловатой архитектуры, дома из камня и глины, некоторые разрушенные, некоторые выглядят недостроенными или построенными в спешке.

Все местное население (может быть не все, но точно подавляющее большинство) – мусульмане, очень приветливые для всех иностранцев. Вообще сложно подумать о воровстве и мы не слышали, чтобы местные тут напали на  туристов или кого-то ограбили. По пляжу все подходят поболтать, задают одни и те же вопросы: откуда, когда приехали, где остановились, сколько дней пробудете и стараются предложить свои услуги: лодка, тур, такси и т.д. каждый пытается хоть что-то заработать или получить от туристов. Но никто  не навязывается, все довольно дружелюбны. Отдельный «вид» местных – масаи, они есть в каждой деревне, ходят в красных одеждах и продают фенечки и украшения. Есть молодые ребята, довольно общительные, фоткаются с туристами и предлагают что-нибудь у них купить, в нашем отеле был один старый сторож (по другому назвать нельзя) с ним пообщаться  никак не удалось. Но выглядел он очень колоритно.

Животный мир.

На Занзибаре нет хищных животных, да и из животных только коты, козы, коровы, утки и курицы в большом количестве. Из летающих – мухи и осы, особо не отличающиеся от наших. Вороны и воробьи. В лесу обезьян – редкий вид обезьян. За 5 дней встретили только одну собаку. Коровы и овцы ходят свободно по деревням, лесам и дорогам, иногда даже не понятно кому они принадлежат:

На пляже много крабов и маленьких ящериц, в океане самое опасное – медузы от маленьких размером со спичечный коробок, до довольно больших с столовую тарелку.

Подводные мир (говорю про юг) не сильно разнообразный, на в одном месте где мы были кораллы были глубоко (4-5 метров), а в другом наоборот прям 1-1,5 метра от воды. Каких то больших красивых рыбок мы не видели. Дельфины есть, но их нужно искать, они боятся лодок и могут выплывать на поверхность всего на несколько минут.

Растительный мир.

Можем отметить только огромные баобабы, которых мы раньше никогда не видели, рождественское дерево (с красными цветами), пальмы и алоэ, которое нас очень спасло после blue safari.

В целом Занзибар – отличный остров, если есть 5-7 дней для отдыха, то его можно объездить вдоль и поперек. Для нас Африка был в новинку, поэтому все было интересно. За сафари и дикими животными конечно нужно ехать на материк, ехать на несколько дней и это абсолютно другие сроки и деньги, восхождение на Килиманджаро – подготовка за пол года и неделя на восхождение, про бюджет даже представить боюсь, сколько это все будет стоить.  Оставим это все для следующего раза.

Путешествие считаем состоявшимся и очень удачным!